четверг, 7 мая 2015 г.

Кодрон-Рено CR-714 CI "Циклон"

Cамый легкий фронтовой истребитель начала второй мировой войны

Конструктор: Марсель Риффар (Marcel Riffard)
Тип: одномоторный одноместный легкий фронтовой истребитель.
Изготовитель: завод фирмы Кодрон-Рено в Бианкуре.
Двигатель: один воздушного охлаждения Рено Renault 12 Rol мощностью 450 л/с.

Летно-технические данные:
Размах крыльев____8.95 м
Длина____8.50 м
Высота____2.75 м
Площадь крыльев____12.47 м2
Вес пустого____1370 кг
Вес с боевой нагрузкой____1745 кг
Скорость максимальная____485 км/час
Скорость крейсерская____318 км/час
Скороподъемность____5000 м/12 мин
Потолок____9100 м
Дальность____890 км
Вооружение: 2 синхронных пулемета МАС-1934/М.39 7.5 мм, 2 пулемета МАС-1934/м.39 7.5 мм в специальных лафетах на крыльях, в 1940 г., замененных для польских пилотов на 2 пушки Испано-Сюиза HS-404 20 мм

История конструкции:
В начале тридцатых годов становилось все более очевидным, что истребители-бипланы исчерпывают свои возможности и должны уступить место монопланам. В то же время свободнонесущее крыло и механизм уборки шасси значительно увеличивали полетный вес, что приводило либо к сокращению количества вооружения и боезапаса, либо уменьшению времени, а значит и дальности полета из-за ограничения объема топливных баков. Перед авиаконструкторами всего мира встала альтернатива: или идти на неизбежное увеличение полетного веса и установки более мощных двигателей, или искать пути создания легкого истребителя.
Во Франции Министр авиации Пьер Кот в 1934 году объявил конкурс на новые современные самолеты всех классов.
О своем участии в нем объявила всемирно известная фирма по производству спортивных легких самолетов Рено-Кодрон, выпустившая знаменитый по своим пилотажным свойствам С-690. Он был выполнен целиком из бакелитовой древесины с тщательно отполированными поверхностями и отличался идеальным соотношением весовых характеристик, оптимальной тяговооруженностью, чистыми аэродинамическими формами и высокой прочностью, особенно в режиме крутого пикирования, где самолет достигал скорости 500 км/час.
Прототип CR-714 совершил свой первый полет 8 марта 1938 года, и сразу фирма получил заказ на 200 машин.
Но производство спортивных самолетов было штучным, а на изготовление только одного экземпляра "Циклона" требовалось 5000 часов. К 5 ноября удалось сдать войсковой приемной комиссии только 20 истребителей, но фирма оказалась на  грани банкротства(от гражданских заказов пришлось отказаться). Проанализировав ситуацию с выпуском CR-714, французское правительство аннулировало государственный заказ. Финляндия же, обеспокоенная сосредоточением войск Красной Армии в Прибалтике и советско-финляндской границе, была заинтересована в увеличении своего истребительного парка. Поэтому Маннергейм добился передачи ей готовых самолетов CR-714 и выделил кредит на производство еще 80 истребителей. Однако до начала 30 ноября 1939 г. войны между СССР и Финляндией в Хельсинки привезти только 7 CR- 714, которые не успели принять участие в боевых действиях.
Во Франции серийное производство "циклонов" продолжалось, так как финский кредит не был возвращен. Всего к июню 1940 года было выпущено 90 истребителей CR- 714 СI.
В апреле 1940 года в условиях острого дефицита современных истребителей для летчиков, бежавших из оккупированной гитлеровцами Польши, была сформирована специальная эскадрилья GC I/145 в составе 53 CR-714 с усиленным вооружением. Поляки гордо называли свое подразделение “Варшавский Дивизион”.

Боевое применение
Хотя истребитель обладал самым мощным вооружением среди французских и английских истребителей, вступивших в мае в бой с немецкими Люфтваффе, "мессершмиттам" он уступал. Недостатком конструкции в первую очередь являлось шасси, которое было слабым особенно при взлете с грунтовых площадок. Кроме того, в режиме крутого пикирования воздушным потоком нередко “отсасывало” заслонки водяного радиатора, что приводило к потере мощности двигателя и его перегреву. На боевых скоростях управление требовало больших физических усилий от пилотов, что приводило к их повышенной утомляемости. Маневренность также оставляла желать лучшего.
Тем не менее полякам удалось сбить 8 немецких самолетов. Потери польских летчиков составили 7 летчиков и 12 машин. В итоге они отказались сражаться на этих самолетах, и “циклоны” приказом министра авиации Французской Республики Ги де Камбре были переведены в разряд учебно-тренировочных истребителей.
25 неисправных самолетов CR-714 немцы захватили на аэродромах и в ремонтных после подписания мира между Германией и правительством Петэна. После ремонта с плохо закрашенными польскими опознавательными знаками на капотах вместе с 45 новенькими французскими, обнаруженными в ангарах фирмы в Бианкуре, все CR-714 были переданы нацистами Финляндии, правительство которой пошло на подписание договора о взаимопомощи с Гитлером против СССР.
Слабая скороподъемность этого "дара Фюрера" и сложные эксплуатационные качества до того известные только хорошо подготовленным финским летчикам-испытателям, вынудила использовать эти самолеты для воздушного патрулирования городов Або и Ваазы, где были аэродромы с бетонным покрытием. Финские асы в условиях объявления войны Советскому Союзу очень быстро оценили его недостатки и всегда предпочитали им другие истребители.
По мере возрастания накала воздушных боев советская авиация нанесла финским истребителям существенный урон - большинство из них было потеряно уже в начальный период войны с СССР.
В период наступления Советской Армии на Карельском фронте в 1943-1944 годах, когда основные истребительные подразделения финских ВВС были или уничтожены в воздушных боях, или остались без запасных двигателей и частей, "циклоны" стали последним щитом Финляндии, тем более, что запасных авиамоторов было много. Опыт боев во “второй линии” всё же помогал предотвращать бомбардировки крупных центров страны советской авиацией. Поскольку в крутом пикировании СR-714 достигал огромной скорости в 900 км/час, то тактическим новшеством финских пилотов стала атака“сзади-сверху” на советские бомбардировщики и штурмовики с предельной высоты и выход из нее на максимальной скорости, сравнимой только со скоростью реактивного Ме-262!
Серьезным соперником CR-714 оставались более прочные и высотные Ла-5 ФН и Ла-7. В маневренном воздушном бою “Циклоны” неизменно проигрывали советским истребителям, и финские пилоты предпочитали пересаживаться на другие имевшиеся в строю самолеты. Стоит ли удивляться тому, что к моменту подписания советско-финлянского перемирия в строю оставалось еще 20 CR-714, правда, все они тут же были сняты с вооружения и переданы в летные училища и любительские аэроклубы.

среда, 6 мая 2015 г.

Мицубиси А5М "тип 96"


Первый палубный истребитель Объединенного Императорского флота Японии.

Конструктор: Юро Хорикоси (Jiro Horicoshi)
Тип: одноместный одномоторный палубный истребитель
Изготовитель: заводы фирмы Мицубиси Юкогио КК
Двигатель: один воздушного охлаждения фирмы Накадзима серии "Котобуку" на самолетах А5М устанавливался в следующих модификациях :
 А5М1 - Котобуку 2-KAI-1 мощностью 580 л/с;
 А5М2а- Котобуку 2-KAI-3A мощностью 610 л/с;
 А5М4 - Котобуку 41 мощностью 690 л/с

Летно-технические данные (А5М4):
размах крыльев____11.0 м
Длина____7.56 м
Высота____3.27 м
Площадь крыльев____17.80 м2
Вес пустого____1216 кг
Вес с боевой нагрузкой____1708 кг
Скорость максимальная____435 км/час
Скороподъемность____3000 м/3.9 мин
Потолок____9800 м
Дальность нормальная____740 км
Дальность (с подвесным баком)____1200 км
Бомбовая нагрузка____ 60 кг
Вооружение: 2 синхронных пулемета "тип 89" калибра 7.7 мм;
Обычно вместо 50-килограмовой бомбы подвешивался подвесной аналогичного веса топливный бак на 60 л горючего под фюзеляжем.

История этого самолета достаточно нетипична для японской инженерной мысли. В 1935 году правительству Чан Кайши с огромным трудом удалось закупить 11 американских цельнометаллических истребителей Боинг Р-26А для обороны китайско-маньчжурской границы в период “ползучей интервенции” Японии вглубь страны. Он превосходил по максимальной скорости (380 км/час) все японские истребители. Для пилотирования новых незнакомых машин были приглашены безработные летчики-каскадеры из США, которым было глубоко безразлично, как зарабатывать деньги. В конце концов двое из них за солидную мзду перегнали два самолета на маньчжурские аэродромы, где передали их японским офицерам.

Собственно говоря, Ка.14 был модифицированной копией “Боинга”. Но в отличие от него при близких параметрах: меньшем весе, меньшей мощности двигателя и вооружении он имел очевидные преимущества перед эталоном. У японской версии были свободнесущие крылья со складывающимися консолями, специально приспособленные для хранения в ангарах, взлета и посадки на палубы новых ударных авианосцев, лучшие маневренность, скорость и скороподъемность. Правда, пришлось отказаться от бронирования баков с горючим, тяжелых радиостанций и сократить количество пулеметов.
4 февраля 1935 г. Ка.14 уже испытывался на фирменном аэродроме Кагамигараха.
Самолет-моноплан был оснащен легким и компактным двигателем Накадзима "Котобуку-5" мощностью 550 л/с воздушного охлаждения с кольцевым капотом НАСА. Он набирал высоту 5000 м за 5,9 мин и развивал максимальную скорость 449 км/час на высоте 3200 м.

Это был первый цельнометаллический истребитель ВМС Японии с механизацией крыла.

Для улучшения характеристик горизонтального маневра, уменьшения посадочной скорости и улучшения обзора впервые в японской авиапромышленности было применено эллиптическое крыло типа "обратная чайка".

Произведено самолетов А5М всех модификаций было относительно немного - всего 1085 на фирмах “Мицубиси”, “Ватанабе”, “Даи-Нуити” и ремонтных мастерских верфей в Сасебо (без них - 982 самолета).

Этими истребителями вооружались исключительно элитные эскадрильи “Сасэбо”, “Четыре короля воздуха”, “Небесные самураи” и “Ваки Кодзу”.
Самолет получил обозначение истребитель Объединенного Императорского флота “тип 96”

Применение
Китайская авиация, летавшая с грунтовых площадок, которые из-за частых дождей оказывались непригодными для взлета и посадки самолетов, стали нести потери на аэродромах, не имевших капониров. Японские же палубные истребители использовали любую возможность для вылета со 15 своих стационарных аэродромов и легких авианосцев, окончательно деморализуя патриотично настроенную, но плохо вооруженную китайскую пехоту. Тогда Президент Китайской республики Генераллисимус Чан Кайши подписал договор о взаимопомощи и сотрудничестве между Китаем и СССР. Эту просьбу поддержал и Президент США Франклин Д. Рузвельт в личном послании Председателю Совета Народных Комиссаров СССР Вячеславу Молотову. Сталин, который откровенно не долюбливав главу Гоминдана, прекрасно понимал геополитические выгоды такого договора и дал свое согласие.

Одним из первостепенных условий стала отправка в Китай через Урумчи советских авиационнных подразделений, укоплектованных летчиками-добровольцами, и самолетов различного предназначения.

В октябре 1937 года в Ланьчжоу (провинция Синцзян) стали прибывать самолеты советской авиагруппы во главе с ветераном испанской гражданской войны, Героем Советского Союза Павлом Рычаговым и политическим комиссаром Рытовым. Соединением истребителей И-16 типа 10 командовал опытный летчик-испытатель полковник Алексей Благовещенский, бомбардировщками СБ-2 - полковник Федор Полынин, новейшими дальними бомбардировщиками ДБ-3А - капитан Сергей Кулишенко. Для боевых испытаний в Китай была отправлена и группа новейших и еще секретных в Советском Союзе И-15бис.
Первая встреча советских и японских истребителей состоялась 2 декабря 1937 года над Ханькоу, закончившаяся в пользу последних: было сбито 9 советских самолетов. Японцы потерь не имели.

Однако получивший солидный боевой опыт в Испании и летчик “от господа Бога” Рычагов сразу выявил главный недостаток конструкции А5М1. Обладая великолепной скороподъемностью, которая позволяла ему легко уходить вверх боевым разворотом от преследователей, японский истребитель не мог круто пикировать по причине малого веса и эллиптических плоскостей. Да и прочность корпуса оставляла желать лучшего. Юркий и небольшой И-16 стал достойным его соперником. Японцы с уважением называли его “Оцу” (япон.- оса). Именно пологое пикирование и стало уязвимым местом всех модификаций А5М, которое по мере возможностей своих самолетов использовали китайские, советские и американские пилоты на И-15бис, Глостер “Гладиаторах”II и Кертисс Н-75N “Хоках”. Выяснилось, что главное было иметь превосходство в высоте в начале боя.

Кроме этого Рычагов решил применить опыт бомбардировки аэродрома Гарапинильос в Испании, чтобы уничтожить основную массу И-96 в местах их базирования. 6 февраля 1938г. эскадрилья СБ-2 под командованием Полынина подвергла бомбардировке аэродром Ханчьжоу в районе Шанхая, где уничтожила 30 новейших истребителей; 23 февраля - аэродром в Тайбэе на Тайване, где было сожжено около 40 самолетов; наконец, 1 марта в водах Хуанхе был потоплен легкий авианосец "Ямато", так и не успевший поднять свои самолеты для перехвата - слишком медленно они стартовали при отсутствии встречного воздушного потока и малой скорости корабля в узкой для маневра и изобилующей мелями акватории реки.

Далее все прибывавшие в Китай модернизированные А5М4 теперь должны были базироваться вне досягаемости китайской авиации, на задания вылетать с подвесными баками и в длительный бой над территорией противника не ввязываться.

Именно опыт сражений в Китае вынудил Главный Морской штаб отказаться от дальнейших заказов на все модификации А5М.

В начале 1939 года все А5М1 и А5М4 были сконцентрированы на аэродромном узле Джин-Джин Сумэ в Маньчжоу-Го, с территории которой планировалась агрессия против МНР в районе пограничной реки Халхин-Гол. Их собирались применять исключительно для противовоздушной обороны прифронтовых объектов, поскольку на первой линии были сосредоточены новейшие Ki-27. В течение мая-июня 1939 г. группы И-96 появлялись над линией фронта, прикрывая посадку японских самолетов, возвращавшихся из боя. После завоевания японской авиацией господства в воздухе они были возвращены в Китай. Пожалуй, только ассы Моримото и Такео продолжали воевать на радиофицированных А5М4 в составе подразделений Ki-27 как командиры эскадр. Первый был сбит Героем Советского Союза полковником Григорием Кравченко, получившего большой боевой опыт в Китае и уничтожившего там 10 японских истребителей, второй - летчиком-испытателем лейтенантом Виктором Раховым, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Оба японских полковника остались в живых и сдались в плен. Таким было последнее появление А5М4 в небе над Халхин-Голом.

Остальные истребители, уже вошедшие в состав экипажей тяжелых авианосцев, которых Япония имела к 1940 году уже 10, в течение 1941 года постепенно заменялись истребителями Мицубиси А6М и оставались лишь на борту легких авианосцев “Дзуйхо”, “Дзунё” и “Сёхо”. Остальные передислоцировались на относительно безопасные участки в Бирме и Сингапуре, или направлялись в резерв, где переводились в учебно-тренировочные эскадрильи и переделывались в двухместные.

Все они в конце концов были брошены против американской палубной авиации в период сражения за остров Иводзима летом 1945 г. в качестве легких бомбардировщиков и самолетов “камикадзе”, где и погибли...